По России возможна доставка с примеркой и частичной оплатой заказа
Любая балетная постановка состоит из сюжетных линий, и хореографии, и музыки, и декораций, и, конечно, костюмов. Спектакль не может существовать без какой-либо из этих составляющих.
Дизайн костюма для балета — сложный проект, совершенно непохожий на дизайн обычной одежды. Внешний вид костюма должен как быть частью концепции спектакля, так и отражать характер отдельного героя.
Всё это ложится на сложную задачу по учету особенностей танцевальных движений и балетной хореографии. Костюмы для балета должны ощущаться танцорами как вторая кожа, нигде не натирать, не сковывать, не стягивать и не препятствовать выражению чувств через танец. Ничего не должно мешать артисту вжиться в роль. Напротив, костюм должен помогать прочувствовать героя. Для спектакля в костюмах важно всё: вес одежды, ширина, толщина и жёсткость юбок, ткань, цвет, крой и детали.
Балет и мода всегда шли бок о бок, и многие модельеры создавали коллекции для балетных постановок. Среди них Chanel, Givenchy, Жан Поль Готье, Александр Маккуин, Moschino и прочие. Про некоторые спектакли с участием кутюрье в качестве художников по костюмам мы расскажем в этой статье.
XX век
«Голубой Экспресс» в Париже и Коко Шанель
1924 год
Театр Елисейских полей в Париже
Хореограф: Бронислава Нижинская
Le train bleu — поезд-люкс дальнего следования с купейными спальными вагонами и чудо техники XIX – начала ХХ столетия. Эти поезда считались по тому времени особо комфортными и стали в какой-то степени символом эпохи. Спектакль, названый в честь поезда, рассказывает о светской жизни золотой молодежи Европы. В том году в Париже проводились VIII Олимпийские игры, и среди элиты были модными гольф, теннис и плавание. Коко Шанель придумала для балета «Голубой Экспресс» костюмы, которые были в спортивном и при этом светском стиле. Это были шорты, майки, купальники, короткие юбки, платья, свитера и брюки. Одежда была далека от привычных для балета шифоновых юбок и пачек.
Балет был создан в рамках Русских сезонов Дягилева с участием труппы Русского балета и показан в Театре Елисейских полей в Париже.
Между прочим, на занавесе для «Голубого Экспресса» была изображена живопись Пабло Пикассо — «Женщины, бегущие по пляжу»
На видео — восстановленная в 1992 году постановка «Голубого Экспресса».
Источники:
https://biography.wikireading.ru/46646
http://picassolive.ru/blog/8506/pablo-pikasso-i-russkij-balet-1924-goluboj-ekspress/
https://www.vogue.ru/peopleparties/news/kak_svyazany_chanel_i_balet
https://www.high-dance.ru/personalii/kostyumy-koko-shanel-dlya-baleta-goluboj-ekspress.html
https://vk.com/wall-30259_32898
«Собор Парижской Богоматери» и Ив Сен-Лоран
1965 год
Парижская национальная опера
Хореограф, автор либретто и исполнитель главной роли: Ролан Пети
Ив Сен-Лоран был не только модельером, но и известным театральным художником, в том числе по костюмам. Много работал с французским хореографом-постановщиком Роланом Пети.
«Собор Парижской Богоматери» — первый двухактный балет Пети, произведший фурор и ставший легендарным. Хореограф вместе с Ив Сен-Лораном отказались от мрачных средневековых цветов в оформлении, бутафорского горба Квазимодо и цыганских атрибутов Эсмеральды: теперь артисты выражали эти характерные для их персонажей особенности только через танец.
Балет смешивал в себе и дух средневековья, и элементы интерьеров собора, и моду 1960-ых годов. Таким образом, яркие цвета костюмов артистов перекликались с разноцветными витражами собора, а фасоны были актуальными для современности: мини-юбки, шнуровки, вырезы, молнии! К слову, эти формы актуальны до сих пор, и мы тоже используем подобные элементы в изделиях Zidans!
Источники:
https://balletmagazine.ru/post/esmeralda-vi%D1%81tor-hugo
https://www.operahd.ru/ru/ballet/notre-dame-de-paris/moscow
https://www.culture.ru/live/movies/1933/sobor-parizhskoi-bogomateri
https://novat.nsk.ru/news/interview/oreli-lion-o-kostyumakh-k-baletu-sobor-parizhskoy-bogomateri
Ив Сен-Лоран для Майи Плисецкой. Второй акт балета «Гибель розы»
1973 год
Хореограф: Ролан Пети
Майя Плисецкая вдохновляла многих модельеров. Лоран создал платье для второго акта балета «Гибель розы» Пети, где М. Плисецкая танцевала с Руди Брианом в течение 12 минут.
Французский спектакль был трёхактным, однако из-за компрометирующего содержания первого и третьего актов в СССР был показан только один — второй — акт.
Источники:
https://ok.ru/rozakorol/topic/63807905155988
https://anirish.livejournal.com/334725.html
https://museeyslparis.com/en/biography/la-rose-malade
«Анна Каренина», Майя Плисецкая и Пьер Карден
1974 год
СССР, Большой театр
Режиссёры: Виктор Смирнов-Голованов, Наталья Рыженко
М. Плисецкая: «В самый разгар работы над «Анной» я волею судеб вновь оказалась в Париже. За завтраком в «Эспас» я рассказала Кардену о своих муках с костюмами «Карениной». Безо всякой надежды, больше для размышлений вслух, я сказала:
— Вот бы вы, Пьер, сделали костюмы для «Анны». Как было бы чудно…
У Кардена в глазах включились батарейки. Словно ток по ним пошел.
— Я знаю, как их надо решить»
Майя и Пьер крепко дружили, Карден считал её своей музой. По собственным подсчетам модельера, он сотворил около сотни костюмов за всю жизнь для великой балерины. Только для «Анны Карениной» было создано 10 платьев, и это не единственный спектакль с её участием для которого трудился Пьер: он работал над «Дамой с собачкой», «Фантазией» по мотивам повести «Вешние воды» И.С. Тургенева , «Чайкой».
Железный занавес принуждал не писать имя Кардена в афишах и работать анонимно, тем не менее дружба Майи и Пьера продлилась 45 лет и пережила СССР. В 1998 году, когда уже не стало занавеса, балерина провела в Кремле совместно с модельером представление «Мода и танец». Это был жест благодарности кутюрье за всю длительную и великую работу, которую он делал не только анонимно, но и совершенно безвозмездно.
Источники:
https://www.culture.ru/live/movies/1543/anna-karenina
https://slon.fr/istoriya-druzhby-pera-kardena-i-maji-plisetskoj/
https://dzen.ru/a/XpRJ70s60gG57pwr
http://www.danzaballetblog.com/2016/10/maya-plisetskaya-y-pierre-cardin.html
XXI век. Удивительные костюмы.
«Белоснежка» и Жан Поль Готье
2008 год
Франция
Хореограф: Анжелен Прельжокаж
В этом спектакле Анжелен Прельжокаж совместно с Жаном Полем Готье создали спектакль с яркими, можно сказать, говорящими костюмами. Необычным решением было то, что самый яркий костюм был не у главной героини — Белоснежки, а у её злой мачехи. Для костюма мачехи использовались материалы и элементы, которые делали её грозной, жестокой и властной: латекс, кожа и высокие каблуки. Платье Белоснежки, напротив, было минималистичным: как будто она обернута в небольшой кусочек тюля. И именно на контрасте с колоритом злой мачехи Белоснежка выглядела еще более хрупкой, нежной, доброй и беззащитной.
Источники:
http://fairytalenewsblog.blogspot.com/2012/03/ballet-preljocaj-jean-paul-gaultiers.html
https://www.qpac.com.au/the-creatory/read/jean-paul-gaultier
«Эоннагата» и Александр Маккуин
2009 год
Режиссёр: Роберт Лепаж
Хореограф: Рассел Малифант
Лондон, театр Сэдлерз Уэллз
Постановка имела успех благодаря не только необычному сюжету и вложенному смыслу, но и команде создателей-участников из четырёх человек: Роберта Лепажа, Рассела Малифанта, французской примы-балерины Сильви Гиллем и художника по костюмам Александра Маккуина. Маккуин создал костюмы в японском стиле с отсылкой на театр кабуки, и тем самым поднял провокационную тему.
Источники:
https://chekhovfest.ru/festival/projects/performances/eonnagata/
«Болеро» и Givenchy
2013 год
Опера́ Гарнье́
Автор концепции: Марина Абрамович
Хореография: Сиди Ларби Шеркауи и Дамьен Жале
Костюмы: креативный директор Givenchy Рикардо Тиши
Это современная постановка под руководством художницы Марины Абрамович с необыкновенными прозрачными костюмами с рисунком, повторяющим человеческий скелет, и огромным зеркалом на заднем плане.
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/2187647#id869300
https://damienjalet.com/project/bolero/
«Белая Ночь» и Dior
2019
Римский оперный театр
Хореограф: Себастьян Берто
Модельер: Мария Грация Кьюри, креативный директор Dior
Главные герои спектакля одеты в костюмы цвета слоновой кости, а остальные участники — в тёмные оттенки. Внутри тонкого тюля словно гербарий вшиты цветы.
Источники:
https://graziamagazine.ru/lifestyle/posmotrite-balet-nuit-blanche-s-kostyumami-ot-dior/
Прочие источники:
https://www.lapersonne.com/post/fashion-ballet-costumes/
https://biletsofit.ru/blog/vysokaya-moda-v-teatralnyh-kostyumah