По России возможна доставка с примеркой и частичной оплатой заказа
В сериале «Балет» снимались артисты балета, с которыми мы дружим и давно сотрудничаем, большинство из них — артисты Московского академического Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (МАМТ). Мы взяли интервью у артистов, сыгравших в сериале: Ксении Шевцовой, которая сначала была приглашена консультантом, а позже прошла кастинг, Дарьи Юрченко, Полины Заярной и Георги Смилевски-мл.
Источник фото: «Студия Видеопрокат» Сергея Бондарчука и Алексея Киселева
Людям часто трудно смотреть фильмы или сериалы об их профессии — всё выглядит неестественно. Как рассказывает Дарья Юрченко, она согласилась на проект, узнав имя режиссёра (это Евгений Саганджиев), потому что появился «шанс снять что-то действительно стоящее про балет». По мнению Георги, все предыдущие экранизации про балет, неправдивы, «а здесь я был уверен, что проект действительно покажет, что такое балет».
Источник фото: личный архив Ксении Шевцовой. На фото: режиссёр Евгений Сангаджиев и артисты труппы МАМТ Ксения Шевцова, Дарья Юрченко и Герман Борсай.
Фильм позволил зрителю заглянуть за кулисы театра и увидеть то, что обычно скрыто. Нам стало интересно, действительно ли в балетном мире такие сложные взаимоотношения между людьми.
Ксения шутливо восклицает: «Что значит сложные взаимоотношения в балетном мире? Взаимоотношения могут быть сложными даже в очереди за кофе!», а потом объясняет, что фильм, хоть и не является документальным, но все показанные ситуации могли бы происходить в реальности. «В сюжете нет ничего удивительного и из ряда вон выходящего, — говорит Ксения, — всё это ситуации в рамках академического театра с внутренними балетными правилами». «Творческие люди — это всегда сложно, — говорит Дарья. — Плюс в сериале показан, как бы фантазийный, но всё-таки образ главного театра страны, а это огромный аппарат, там не может быть всё просто».
По словам Дарьи, чтобы показать рабочий процесс артистов, создатели сериала консультировались с танцорами и приглашенными консультантами. Ксения рассказала, что сцены репетиций классических постановок более чем правдоподобны: «Были настоящие артисты балета, педагоги, аккомпаниаторы и фрагменты танцев из классического репертуара. Снималось все на действующей сцене, с декорациями и театральными костюмами». Георги добавляет, что часто в фильмах актеры, играющие артистов балета, не имеют с балетом ничего общего и ничего о нем не знают. «В фильме Евгения Сангаджиева рабочий процесс был показан максимально правдиво, потому что все мы — действующие балетные артисты».
Фото из личного архива Ксении Шевцовой. На фото: хореограф Владимир Варнава (играл в фильме педагога Кирилла), Дарья Юрченко, Полина Заярная, Елена Соломянко и Ксения Шевцова.
Каждый герой имел свой характер и свои предпочтения в одежде и внешнем виде. Мы попросили рассказать о своих персонажах и о том, насколько образы героев были близки актерам.
Ксения о своей героине Олесе. «В ней уже нет веры, что она когда-то выберется из кордебалета, в отличие от её друзей Карины и Богдана. Олеся хороший работник, но как будто застопорилась только из-за того, что перестала верить в себя.
В нашей профессии много зависит от случая, и когда выпадает возможность выйти в какой-то новой партии, ты должен быть к этому готов. Важно честно выполнять свою работу, и тогда это не останется незамеченным хореографом-постановщиком. Пройдя кастинг Руты, Олеся постепенно обретает уверенность и раскрывается как танцовщица»
В эпизоде, когда ассистентка Руты Аня, не являясь танцовщицей, присоединилась к репетициям труппы, Олеся обратила внимание на внешний вид Ани и сказала: «В следующий раз оденься попроще». Ксения объясняет, почему Олеся себя так повела:
«Аня приходит на репетицию и для профессиональных артистов выглядит нелепо. Под футболкой у неё бюстгальтер, поверх леггинсов — юбочка и балетки. Вероятно, Аня старалась быть похожей на балерину, но оделась по стереотипам. А любые стереотипы, связанные с балетом, раздражают балетного танцовщика. А еще лично Олесю просто раздражало присутствие Ани на репетиции, она нашла, к чему придраться».
Сама Олеся носила много черного и выглядела просто. «На репетициях у Руты поначалу она преимущественно следует своему стилю, надевает черное и оверсайз». Постепенно Олеся проходит через внутреннюю трансформацию и «раскрывается, чувствует себя увереннее и начинает позволять себе более открытую одежду, например, купальник с прозрачными трико, топ с трусами».
Дарья нашла схожесть между своим персонажем Кариной и собой в первые годы работы в театре. «Куча амбиций, ты еще не совсем понимаешь, как устроен театр, чем-то недовольна всё время. Но ты ещё пока не понимаешь, что сделать, чтобы всё стало хорошо». А про внешний облик Карины Дарья говорит лаконично, что её героиня — «панк» в балете.
«Режиссёр понимал, что мы — не актёры кино, — рассказывает Георги, его героем был Михаил Рокотов, — поэтому по сценарию мы были очень похожи на себя. Специально вживаться в своего героя мне не приходилось — я действительно так веду себя на работе. То, как Евгению удалось “попасть” в каждого из нас — это магия».
Полина, напротив, говорит о своей героине Инне, что они похожи только отчасти: «Инна отличница, которой сложно дается идти против системы. В чем-то я, наверное, такая же. Но если посмотреть на персонаж в целом, он мне не очень близок, поэтому найти естественность в реакциях было не всегда просто».
Художник по костюмам Наталья Туровникова подбирала каждому герою образ, а для правдоподобности артисты частично надевали свою собственную одежду. Лилия Косырева, соосновательница Zidans помогала Наталье Туровниковой подбирать образы для артистов на площадке.
На фото: Лилия Косырева
Она рассказывает, как важно было коммуницировать с каждым из актеров. «Кто-то хочет надеть свое, а ты рекомендуешь что-то добавить или изменить. Надо было иметь несколько комплектов на случай, если человек не захочет что-то надевать».
Георги вспоминает, что художник по костюмам и ассистенты давали ему на выбор несколько костюмов для репетиционных сцен, а он уже решал, что наденет.
На стиль одежды в фильме оказало большое влияние то, что по большей части в съемках принимала участие труппа МАМТ. Дело в том, что, по словам Дарьи, «в каждом театре есть своя мода». Ксения подтверждает её слова: «У нас в труппе МАМТ существует своеобразный стиль одежды. Наверное, отпечаток накладывает то, что мы часто танцуем современную хореографию. Из-за этого может показаться что стиль одежды в сериале слишком спортивный, но для нашей труппы он привычен. Мы использовали свою личную одежду, смешивая её с вещами, которые подобрала команда художника по костюмам».
На фото: Елена Соломянко
IНа фото: Наталья Сомова
На фото: Полина Заярная
«В кинематографе время очень дорого, — говорит Лиля, — на съемочной площадке уже шить некогда — пользуешься тем, что пошили и придумали заранее. Возникающие вопросы приходилось решать, используя то, что что есть».
Художникам по костюмам важно не только одевать актеров, но и внимательно следить за тем, как одежда смотрится в кадре. «Ты смотришь в кадр вместе с режиссером чтобы следить за одеждой. Надо убедиться, что она не задернута, не повернута, и вовремя по необходимости это исправить».
Источник фото: «Студия Видеопрокат» Сергея Бондарчука и Алексея Киселева
Снимать танцевальные сцены для фильма намного тяжелее, чем отыграть спектакль.
Из-за необходимости снимать многочисленные дубли, один и тот же танец приходилось повторять много раз, выкладываясь на сто процентов. Георги вспоминает, что полностью отрепетированное финальное выступление труппы в последней серии они снимали семь раз.
Источник фото: https://lifehacker.ru/serial-balet/
Тяжело было ещё и из-за того, что съемки часто проходили ночью. «Получить в свое распоряжение театральную сцену днем крайне трудно», — поясняет Полина.
Сложнее всего было оставаться заряженными в таких условиях.
По словам Ксении, «в кадре надо каждый раз выдавать лучший результат, а после 3-4 повторений это очень тяжело и теряется концентрация. Движения становятся смазанными и неточными. Взгляд, энергия и подача угасают».
Дарья Юрченко, Герман Борсай и Ксения Шевцова на съемочной площадке.
Источник фото: личный архив Ксении Шевцовой
Как-то раз на съемочной площадке около 5-6 утра Дарья и её коллеги решили попробовать найти способ восстановить силы. «В получасовом перерыве в нашей гримёрке мы с девочками попробовали практику из тантрической йоги. И когда нас всех позвали на площадку, мы влетели заряженные энергией! Остальные были в шоке, что мы такие бодрые в шесть утра», — рассказывает Дарья.
Источник фото: личный архив Ксении Шевцовой
Георги рассказал историю с площадки, которая произошла на съемках сцены из 8 эпизода, где он, точнее, его герой, лежит в ванной, ест пиццу, пьет пиво и ведет переписку с телефона. «Женя сказал, что мне нужно нырнуть и вынырнуть. Я нырнул, а когда выныривал — задел коробку с пиццей, она упала в воду. Произошла сплошная несуразица — пицца намокла, упало и пиво, а я потерял линзу!»
Для кого-то из артистов опыт съемок в фильме был новым, а для кого-то нет. Но все они как один говорят о том, что этот опыт был насыщен эмоциями, и что это был выход из зоны комфорта. Съемки запомнились им как новый, не похожий ни на что опыт, а Дарье — ещё и как событие, приближенное к семейному. «Я умудрилась выйти замуж во время проекта! Вечером накануне свадьбы мы снимали последнюю сцену сериала, и я боялась опоздать на поезд, что было на тот момент стрессово. Сейчас это вспоминается, как крутой эпизод из фильма».
Мы благодарим Ксению Шевцову, Дарью Юрченко, Полину Заярную и Георги Смилевски-мл, а также Лилию Косыреву за подробные ответы. Если вы еще не смотрели сериал «Балет» Евгения Сангаджиева, то рекомендуем к просмотру!
Источник фото: личный архив Полины Заярной